ќЅќ ћЌ≈††††† ”—Ћ”√»††††† ѕ–ј “» ј†††††  ќЌ“ј “џ††††† ÷≈Ќџ††††† ё–.—“ј“№»†††††
 
 

„то делать при аресте?

       ¬ случае задержани€ ¬ы, прежде всего, должны вы€снить (это ваше право!) ¬аш статус:

    * подозреваемый, обвин€емый
    * административно-задержанный
    * свидетель

т.к. это очень важно и от этого завис€т ваши дальнейшие действи€.
       » не пытайтесь сопротивл€тьс€ сотрудникам правоохранительных органов, это ухудшит ваше положение.

       ≈сли ¬ы подозреваемый или обвин€емый:
       1. ѕосле того как ¬ам сообщили о задержании или аресте, вы имеете право знать, в чем именно подозреваетесь. Ђ аждому гарантируетс€ право на получение квалифицированной юридической помощиї. Ђ аждый задержанный, заключенный под стражу, обвин€емый в совершении преступлени€, имеет право пользоватьс€ помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержани€, заключени€ под стражу или предъ€влени€ обвинени€ї, (ст. 48  онституции –‘)
       2. ƒќ ѕ–»Ѕџ“»я јƒ¬ќ ј“ј («јў»“Ќ» ј) ¬џ ћќ∆≈“≈ Ќ≈ ƒј¬ј“№ Ќ» ј »’ ѕќ ј«јЌ»… » Ќ≈ ѕќƒѕ»—џ¬ј“№ ƒќ ”ћ≈Ќ“ќ¬.
       «а отказ от дачи показаний, подозреваемый не подлежит уголовной ответственности.
       ЂЌикто не об€зан свидетельствовать против себ€ самого, своего супруга и близких родственников...ї (ч.1 ст.51  онституции –‘)
       3. “ребуйте св€затьс€ с родственниками.
       4.“ем не менее, порой, сотрудники правоохранительных органов, согласившись с вами, и под предлогом, что адвокат вызван, и ждать его долго, могут предложить вам:
       ј) Ђбыстренько заполнить протоколї, Ђподпишите вот здесь, и мы ¬ас отпустимї, Ђвозможно, адвокат зан€т и не приедет сегодн€ к ¬ам, а у нас нет времени с ¬ами возитьс€ї, Ђваш адвокат ответил нам, что не приедетї и т.д. и т.п. могут уговорить вас начать давать какие-либо показани€ или поставить подписи.
       Ѕ) ¬озможно и применени€ к вам психологического давлени€, угрозы фразами типа: Ђесли, вы сейчас не подпишите (или не дадите показани€), то мы вас сейчас отправим в камеру к закоренелым преступникам, и они вам покажут сладкую жизньї и т.п., и даже насили€ (избиение, пытка электротоком, выкручивани€ рук и прочее). „то называетс€ Ђберут вас на пушкуї.
       –аботники правоохранительных органов не имеют права принуждать вас к даче показаний (принуждение к даче показаний - уголовно-наказуемое де€ние). ѕоэтому ставьте себ€ сразу твердо и не пытайтесь идти на какие-либо уступки. ¬ последствии, опровергать (или мен€ть) ранее данные показани€ гораздо труднее.
       „то бы ¬ам ни обещали, ¬ы не должны идти на самооговор. ≈динственно, что в вашем положении нужно сделать, если вам подсовывают протокол допроса, это запись Ђя невиновен. ѕока не прибудет адвокат, € отказываюсь от показанийї.
       ЂЌикто не должен подвергатьс€ пыткам, насилию, и другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказаниюї, (ст.21  онституции –‘.)
       » об€зательно, если такие факты имели место быть, то по приезду адвоката (ни потом, ни через, скажем, 2 недели), сразу, расскажите ему об этом. Ёто даст хороший шанс наказать Ђпреступников в формеї.

       ≈сли ¬ы административно-задержанный:
       ¬ы можете быть задержанными не только за совершение преступлени€ (как подозреваемый), но и за совершение менее серьезного проступка, т.е. административного правонарушени€ (в любом случае ¬ы имеете право на адвоката!).
       1.  ак только ¬ас задержали, вы должны прин€ть необходимую позицию по делу и старатьс€ ее не мен€ть. ≈сли что-то серьезное, и вы намерены ждать адвоката, сообщите об этом должностному лицу, с просьбой поставить в известность о вашем задержании ¬ашего адвоката. » соответственно не давать никаких показаний и не подписывать никаких документов, до приезда адвоката. ≈сли ¬ы считаете, что нет необходимости (например, в случае нарушени€ вами ѕƒƒ), то тогда постарайтесь не забыть наши советы.
       2. ¬ам необходимо вы€снить фамилии и должности всех лиц с кем вы Ђсоприкасаетесьї.
       3. ” официальных лиц необходимо вы€снить причину задержани€.
       4. ≈сли на ¬ас заполн€ют протокол об административном правонарушении, необходимо обратить внимание на дату заполнени€ протокола, врем€ фактического задержани€.
       ¬ протоколе присутствует графа Ђќбъ€снени€ задержанногої. «јѕќћЌ»“≈! Ё“ќ ¬јЎј √–ј‘ј. ¬ эту графу вы можете вписать все уточнени€, изложить ¬аши позиции, даже если они не совпадают с версией правоохранительных органов. ¬ конце концов, напишите просто Ђне согласенї.       
       5. ѕрежде, чем подписывать протокол внимательно его прочтите. ¬се ли позиции заполнены правильно.
       6. ≈сли вы не согласны с правоохранительными органами, и собираетесь их действи€ обжаловать, тогда позаботьтесь о графе Ђ—видетелиї, как правило, они остаютс€ пустыми. —видетел€ми могут €вл€тьс€ ЋёЅџ≈ Ћ»÷ј (!!!), которым известно, какие-либо обсто€тельства по делу. “олько суд будет давать оценку свидетельским показани€м. ј сотрудник правоохранительных органов об€зан выступить в данный момент регистратором свидетелей в протоколе.
       7. ќбратите внимание на нижнюю строчку, она примерно называетс€ так Ђѕодпись лица, совершившего административное нарушениеї. —лова Ђсовершившего административное нарушениеї вычеркните и напишите Ђгражданинаї. «десь заложен большой смысл. “олько суд может вас признать нарушителем.
       8. ≈сли по отношении к вам учинили обыск или досмотр, имейте ввиду, что такие действи€ производит лицо, одного пола с обыскиваемым.
       9. ≈сли во врем€ досмотра, сотрудник правоохранительных органов вытащил из ваших вещей, сумки или из багажника вашего автомобил€ какой-либо предмет (пистолет, сверток, наркотики и т.п.), не вздумайте вз€ть его в свои руки, и с удивлением рассматривать. ¬ этом случае, на найденном предмете не будет ваших отпечатков пальцев. » не пытайтесь как-то оправдатьс€, в этом нет необходимости. ћолчите! Ќичего нигде не подписывайте! ƒождитесь адвоката.
       —отрудники правоохранительных органов начнут искать свидетелей, писать протоколы и акты изъ€ти€, искать свидетелей. ’от€ это уже поздно!!! ≈сли свидетели все же отыщутс€, предупредите их, что их могут посадить за лжесвидетельство, т.к. они не присутствовали при досмотре. » всего лишь, что они могут подтвердить, так это что они при досмотре не присутствовали. ¬ общем: держите себ€ в руках и ждите адвоката.

       ≈сли ¬ы свидетель:
       ѕо закону, ¬ы как свидетель об€заны дать показани€, соответствующие действительности. «а отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний предусмотрена уголовна€ ответственность.
       —видетель вправе не свидетельствовать против себ€ самого, своего супруга и близких родственников.
       —видетелю адвокат не полагаетс€, но вы имеете право сделать звонок адвокату и посоветоватьс€ по вашему делу, как вам вести себ€.
       Ќаш совет вам: не расслабл€йтесь и будьте предельно внимательны!!!        ќп€ть же, после дачи показаний, внимательно прочтите свои показани€, и если даже есть Ђмалые неточностиї не стесн€йтесь, об€зательно их исправьте. Ёто очень важно! ѕорой из-за Ђмалых неточностейї зависит многое.
       Ќу и заверша€, хотим вам напомнить:
       ¬ любой ситуации и при любых обсто€тельствах, прежде всего ¬ы невиновны, запомните это!!!
        Ђ аждый обвин€емый в совершении преступлени€ считаетс€ невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом пор€дке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. ќбвин€емый не об€зан доказывать свою невиновность. Ќеустранимые сомнени€ в виновности лица толкуютс€ в пользу обвин€емогої (ст. 49  онституции –‘).


Ќекотрые вопросы рассмотрени€ судами дел о приватизации земельных участков

ѕо смыслу закона приватизаци€ гражданами земельных участков на добровольной и безвозмездной основе означает не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных им земельных участков на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€ или пожизненного наследуемого владени€. ѕервый ее этап св€зан с прин€тием «акона –—‘—– от 23 но€бр€ 1990 г. N 374-1 "ќ земельной реформе" <*> и р€да других нормативных актов, когда граждане получили возможность по своему усмотрению сохранить ранее предоставленные на праве посто€нного пользовани€ земельные участки либо получить их в собственность бесплатно или за плату. ѕричем бесплатно мог быть передан участок или его часть в пределах норм предоставлени€ земельных участков соответствующего целевого назначени€. «а пределами этих норм граждане были вправе выкупить эти участки либо получить их в пожизненное наследуемое владение. ¬се эти положени€ получили дальнейшее развитие в новом «емельном кодексе –оссийской ‘едерации <**>, в котором, с одной стороны, введен запрет на предоставление гражданам земельных участков на указанном праве, а с другой - гарантировано право на однократную и бесплатную их приватизацию (ст. ст. 20, 21). ¬месте с тем граждане об€заны нести по закону расходы по оформлению права собственности на земельные участки, т.е. по их приватизации. Ќа практике эти суммы оказались весьма значительными, нередко превыша€ стоимость самих участков. —ложивша€с€ ситуаци€ вызвала обеспокоенность √осударственной ƒумы и ее обращение к ѕредседателю ѕравительства –оссийской ‘едерации ћ.ћ.  ась€нову с просьбой прин€ть меры по защите прав граждан на владение, пользование и распор€жение земельными участками, в том числе инвалидов, пенсионеров и других категорий малообеспеченных граждан <***>.
---------------------------------
<*>—м.: ¬едомости —ъезда народных депутатов –—‘—– и ¬ерховного —овета –—‘—–. 1990. N 26. —т. 327.
<**> —м.: —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 2001. N 44. —т. 4147.
<***> —м. ѕостановление от 18 апрел€ 2003 г. N 3900-III // ѕарламентска€ газета. 2003. 6 ма€.

¬ печатных средствах массовой информации иногда проводитс€ аналоги€ между приватизацией земельных участков и приватизацией жилых помещений. Ќе каса€сь правомерности такого сравнени€, можно отметить, что специального закона о приватизации гражданами земельных участков, как, например, закон о приватизации жилых помещений, не принималось. ¬ «емельном кодексе –оссийской ‘едерации по этой проблеме не выделена не только специальна€ глава, но даже отдельна€ норма, если не считать ст. ст. 28 и 36, посв€щенных в целом вопросам приобретени€ права на земельные участки, наход€щиес€ в государственной или муниципальной собственности. ќтсутствие достаточной правовой базы в такой непростой сфере, как приватизаци€ земли, вызывает значительные трудности в разрешении судами дел данной категории.

ќбщие вопросы приватизации земельных участков

 ак предусмотрено ст. 216 √  –‘, к вещным правам нар€ду с правом собственности относ€тс€ право пожизненного наследуемого владени€ и право посто€нного (бессрочного) пользовани€ земельными участками. Ћица, обладающие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владени€ либо посто€нного (бессрочного) пользовани€ нар€ду с владением и пользованием вправе возводить на этом участке здани€, сооружени€, иное недвижимое имущество (ст. ст. 266, 269 √ ), а также в ограниченных пределах распор€жатьс€ ими (передавать их другим лицам в аренду или в безвозмездное срочное пользование). ќтличие участков на праве пожизненного наследуемого владени€ и на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€ состоит в том, что одни переход€т по наследству, а другие - нет.
ƒо начала земельной реформы, когда земл€ находилась в собственности государства, земельные участки могли предоставл€тьс€ гражданам во временное или бессрочное пользование. Ѕессрочным признавалось землепользование без заранее установленного срока (ст. 11 «емельного кодекса –—‘—– 1970 года). «емельные участки дл€ индивидуального жилищного строительства, ведени€ личного подсобного и дачного хоз€йства, индивидуального садоводства, т.е. независимо от целевого назначени€, выдел€лись исключительно на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€. ѕредоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в городах и поселках осуществл€лось по решени€м исполнительного комитета городского (районного) —овета на территори€х, предусмотренных под эти цели генеральными планами городов и поселков. ƒокументами, подтверждающими право граждан на строительство индивидуальных жилых домов и пользование земельным участком в городах, рабочих, курортных и дачных поселках, были: решение исполнительного комитета городского, районного —овета об отводе земельного участка; договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности; план земельного участка, проект застройки участка и разрешение на строительство, выдаваемые главным архитектором города или районным архитектором <*>.
---------------------------------
<*> —м.: »нструкци€ о пор€дке отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на территории –—‘—– (п. 26). ”тверждена приказом √осстро€ –—‘—– от 19 декабр€ 1966 г. N 86.

ѕредоставление приусадебных и других земельных участков колхозникам, рабочим, служащим и другим специалистам, проживающим в сельской местности, из земель, закрепленных за колхозами, совхозами и другими сельхозпредпри€ти€ми, осуществл€лось по решению общего собрани€ членов колхоза (собрани€ уполномоченных) либо администрации совхоза (ст. ст. 61, 64 «емельного кодекса –—‘—– 1970 года).
«емельным кодексом –—‘—– 1991 года иначе был определен круг лиц, которым земельные участки могли предоставл€тьс€ в посто€нное (бессрочное) пользование.   их числу отнесены организации независимо от формы собственности (ст. 12). «акон не предусматривал возможности предоставлени€ земельных участков гражданам на таком праве, но и не содержал пр€мого запрета. ѕозднее ”казом ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 24 декабр€ 1993 г. N 2287 <*> ст. 12 была признана недействующей, а положени€ о праве пожизненного наследуемого владени€ исключены из текста соответствующих статей «емельного кодекса –—‘—– 1991 года.
---------------------------------
<*> —м.: —обрание актов ѕрезидента и ѕравительства –оссийской ‘едерации. 1993. N 52. —т. 5085.

√ражданский кодекс –оссийской ‘едерации предусмотрел предоставление земельных участков на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€ и пожизненного наследуемого владени€ гражданам, установив различные основани€ их приобретени€: первых - на основании решени€ государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставл€ть земельные участки в такое пользование (ст. 268), вторых - в пор€дке, установленном земельным законодательством (ст. 265).
Ќормы главы 17 √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации, посв€щенные праву собственности и другим вещным правам на землю, введены в действие с 23 апрел€ 2001 г.
¬ступившим в силу с 30 окт€бр€ 2001 г. новым «емельным кодексом –оссийской ‘едерации (далее - « ) вновь предприн€та попытка сократить число видов (титулов) прав на землю за счет таких, как право пожизненного наследуемого владени€ и право посто€нного (бессрочного) пользовани€. — момента введени€ в действие  одекса земельные участки в посто€нное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение не предоставл€ютс€, но приобретенные ранее участки на том или ином праве сохран€ютс€. ≈сли √ражданский кодекс допускал ограниченное распор€жение земельными участками на праве пожизненного наследуемого владени€ и посто€нного (бессрочного) пользовани€, то «емельный кодекс полностью исключил вс€кое распор€жение указанными участками. ќдновременно гражданам предоставлено право на однократную бесплатную приватизацию таких участков, причем без ограничени€ каким-либо сроком, а также независимо от их размера, нахождени€ в собственности гражданина иных земельных участков и взимани€ дополнительных денежных сумм, помимо установленных федеральными законами сборов (ст. ст. 20, 21 « ).
Ќормы «емельного кодекса, относ€щиес€ к праву посто€нного (бессрочного) пользовани€ и права пожизненного наследуемого владени€, сформулированы принципиально иначе, чем аналогичные нормы √ражданского кодекса. ѕоскольку их коллизи€ не была устранена при введении в действие «емельного кодекса, следует отдать приоритет нормам ст. ст. 20 и 21 « . Ёто пр€мо вытекает из содержани€ ст. 3 « , в соответствии с которой имущественные отношени€ по владению, пользованию и распор€жению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируютс€ гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами.
¬ отличие от приватизации жилых помещений возникновение права собственности на земельные участки не св€зано с заключением гражданско-правового договора. ќснованием дл€ приватизации земельных участков €вл€етс€ решение органов государственной власти или органов местного самоуправлени€, прин€тое в рамках их компетенции (ст. 29 «  –‘), т.е. в отношении земельных участков речь идет об административно-правовом способе возникновени€ прав и об€занностей.
ѕри обращении гражданина о приватизации земельного участка указанные органы об€заны прин€ть решение в двухнедельный срок при условии подачи за€влени€ в письменной форме с приложением документов в подтверждение своих прав на земельный участок и кадастровой карты (плана).
¬ случае отсутстви€ кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправлени€ оказывает содействие в ее изготовлении и определении границ земельного участка на местности с отнесением расходов на заинтересованных лиц. √раницы земельного участка устанавливаютс€ с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. ¬ этом случае дл€ прин€ти€ решени€ исполнительному органу местного самоуправлени€ отведен двухнедельный срок со дн€ представлени€ проекта границ земельного участка (п. п. 7, 8 ст. 36 «  –‘).
»ностранные граждане, лица без гражданства - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в пор€дке ст. 36 « , однако с некоторыми особенност€ми по сравнению с гражданами –оссийской ‘едерации. Ётим лицам, т.е. иностранным гражданам и лицам без гражданства, земельные участки из числа земель, наход€щихс€ в государственной или муниципальной собственности, могут предоставл€тьс€ в собственность только за плату, размер которой предусмотрен «емельным кодексом (п. 5 ст. 28). “аким образом, право на бесплатную приватизацию земельных участков на праве пожизненного наследуемого владени€ и посто€нного (бессрочного) пользовани€ имеют только граждане –оссийской ‘едерации.
—ама процедура переоформлени€ прав на земельный участок включает несколько стадий:
1) подачу за€влени€ о приватизации земельного участка в соответствии с вновь прин€тым законом;
2) прин€тие решени€ исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправлени€ (ст. 29 « ) о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданина;
3) подготовку документов дл€ государственной регистрации прав, включа€ изготовление кадастрового плана;
4) государственную регистрацию права в соответствии с ‘едеральным законом от 21 июл€ 1997 г. N 122-‘« "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <*>.
---------------------------------
<*> —м.: —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 1997. N 30. —т. 3594.

 ак показало изучение дел данной категории, споры о приватизации земельных участков возникают в основном на стадии прин€ти€ соответствующего решени€ местной администрацией.

ќ праве на однократную и бесплатную приватизацию земельных участков

ѕетрово-ƒальневска€ территориальна€ сельска€ администраци€ отказала гражданину Ў. в приватизации части приусадебного земельного участка по причине того, что он ранее воспользовалс€ этим правом. ¬ 1992 году в пределах установленных норм ему было передано бесплатно 600 кв. м земли. ќставшиес€ неприватизированными 300 кв. м, по поводу которых возник спор, администраци€ согласна предоставить ему в собственность за плату.  расногорский городской суд жалобу удовлетворил, признав незаконным отказ в бесплатной передаче Ў. указанной части земельного участка в собственность, указав на то, что в 1992 году Ў. была предоставлена только часть находившегос€ в его пользовании земельного участка.
–ешение суда по существу не вызывает сомнений, но в его обоснование следовало привести другие мотивы, поскольку администраци€ ссылалась на факт повторной бесплатной приватизации гражданином Ў. части земельного участка, что, по их мнению, недопустимо в силу закона.
“аким образом, спор между администрацией и Ў. сводилс€ к следующему: надо ли при рассмотрении за€влени€ Ў. учитывать первую бесплатную приватизацию в 1992 году, т.е. речь шла о действии во времени нового «емельного кодекса, которым предусмотрена возможность только однократной бесплатной приватизации земельных участков.
ѕо общему правилу, частично воспроизведенному в ст. 7 ‘едерального закона от 25 окт€бр€ 2001 г. N 137-‘« "ќ введении в действие «емельного кодекса –оссийской ‘едерации" <*>, законы и другие нормативные акты примен€ютс€ к отношени€м, возникающим после введени€ их в действие. Ќа ранее возникшие отношени€ действие закона и других нормативных актов распростран€етс€ только в случа€х, когда это пр€мо предусмотрено законом. Ќи новый «емельный кодекс –оссийской ‘едерации, ни ¬водный закон к нему не содержат положени€ о придании обратной силы ограничени€м по ранее проведенной приватизации. —ледовательно, не мог иметь юридического значени€ и не должен учитыватьс€ факт приватизации гражданином земельного участка до прин€ти€ нового «емельного кодекса как основание дл€ отказа администрации в последующей приватизации земельного участка.
---------------------------------
<*> ƒалее - ¬водный закон // —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 2001. N 44. —т. 4148.

—ложнее ситуаци€ с отказом в перерегистрации земельного участка гражданину „. той же местной администрацией. ѕри этом администраци€ исходила из того, что „. принадлежала 1/2 часть дома и земельного участка на праве пожизненного наследуемого владени€, которую он приватизировал по новому «емельному кодексу. ¬скоре к нему перешла по наследству друга€ часть дома и земельного участка на том же праве, которую администраци€ не возражает ему передать в собственность, но только за плату.
ќднако и в этом случае, как представл€етс€, гражданин „. вправе был получить вторую часть земельного участка в собственность бесплатно. —огласно п. 3 ст. 21 «  каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность наход€щийс€ в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. »з содержани€ данной нормы видно, что речь в ней идет о праве на приватизацию земельного участка в целом. » первое, и второе обращени€ „. были направлены на приватизацию одного неразделенного земельного участка. ѕоэтому его вторичное обращение - не что иное, как "доприватизаци€" перешедшей к нему части общего участка, что не противоречит ст. 21 « .

ќ приватизации фактически занимаемых земельных участков

—поры о приватизации фактически занимаемых земельных участков, правомерность пользовани€ которыми граждане не могут подтвердить документально, достаточно распространены. ќни затрагивают главным образом интересы тех лиц, кто пользовалс€ земельными участками задолго до прин€ти€ «емельного кодекса –—‘—– 1991 года, который содержал положение о выдаче государственных актов, удостовер€ющих право на земельные участки (ст. 31). ѕо утвержденным —оветом ћинистров –—‘—– формам государственные акты выдавались органами местной администрации гражданам, предпри€ти€м и организаци€м при предоставлении им в установленном пор€дке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок <*>. ¬ числе других ст. 31 «емельного кодекса –—‘—– 1991 года ”казом <**> ѕрезидента –оссийской ‘едерации в декабре 1993 года признана недействующей, а указанное ѕостановление —овета ћинистров –—‘—– утратило силу в св€зи с прин€тием действующего «емельного кодекса. ѕо новому «емельному кодексу (ст. ст. 25, 26) права на земельные участки возникают по основани€м, установленным гражданским законодательством, и удостовер€ютс€ в соответствии с ‘едеральным законом "ќ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".   числу таких оснований ст. 8 √  отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправлени€, судебные решени€. ќснованием дл€ приватизации земельных участков, которые выдел€лись ранее и не могли быть объектом гражданского права, в соответствии с ѕор€дком, утвержденным –оскомземом 20 ма€ 1992 года, €вл€ютс€ выданные на тот период документы. ѕрежде всего, это государственные акты, решени€ соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похоз€йственные книги, другие документы, имеющиес€ в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хоз€йства или у самих землепользователей. “аким образом, речь идет практически о любых документах, удостовер€ющих право граждан на указанные участки.
---------------------------------
<*> —м. постановление —овета ћинистров –—‘—– от 17 сент€бр€ 1991 г. N 493.
<**> —м. ”каз ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 24 декабр€ 1993 г. N 2287 // —обрание актов ѕрезидента и ѕравительства –оссийской ‘едерации. 1993. N 52. —т. 5085.

ћожно отметить, что еще ранее, в 1987 году, в своем письме N 20-15-1-4/≈-9808р ћинистерство жилищно-коммунального хоз€йства –—‘—– разъ€сн€ло, что в случае отсутстви€ землеотводных документов следует руководствоватьс€ данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определ€ют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладени€. »зъ€тие излишков из указанных участков может производитьс€ на основании закона и в соответствии с проектами перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки. ”казанна€ позици€ во многом нашла свое закрепление в норме п. 4 ст. 3 ¬водного закона, в соответствии с которой граждане –оссийской ‘едерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступлени€ в силу «акона ———– от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "ќ собственности" <*>, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами ст. 20 « .
---------------------------------
<*> —м.: ¬едомости —ъезда народных депутатов ———– и ¬ерховного —овета ———–. 1990. N 11. —т. 164.

Ќесмотр€ на неудачную редакцию приведенной нормы, смысл ее заключаетс€ в том, чтобы узаконить право граждан на земельные участки, которые были когда-то отведены под строительство индивидуального жилого дома и которыми они, включа€ жилой дом, пользовались в течение длительного времени. ¬ первую очередь это касаетс€ жителей сельской местности, наделение землей которых производилось в упрощенном пор€дке, без выдачи на руки какого-либо документа, подтверждающего их земельные права, что лишает их возможности приватизировать такие земельные участки в пор€дке, предусмотренном ст. 36 « .
¬ рамках рассматриваемой проблемы представл€ет интерес решение ћытищинского суда, которым был удовлетворен иск —. к администрации ћытищинского района о признании права на приусадебный земельный участок при доме в сельской местности. —уд установил, что спорный земельный участок был выделен родител€м истца как членам колхоза " расна€ нива". ѕо данным колхоза за 1974 год, размер предоставленного им земельного участка составл€л 1500 кв. м. ѕосле смерти родителей в 1976 году дом унаследовал их сын —., к которому, по мнению администрации ћытищинского района, земельный участок не мог перейти в силу ст. 73 «емельного кодекса 1970 года. ƒокументов о новом предоставлении земельного участка —. не предоставил, следовательно, администраци€ не вправе была положительно решить вопрос о выделении ему в собственность земельного участка, которым он фактически пользовалс€ после смерти своих родителей. —ами по себе доводы ответчика в той части, что переход права собственности на жилое строение, расположенное в сельской местности, не влечет за собой перехода права пользовани€ приусадебным земельным участком, и ссылка на ст. 73 «емельного кодекса 1970 года €вл€ютс€ правильными. ќднако нельз€ не учитывать р€д других обсто€тельств - к наследнику умерших родителей на законных основани€х перешло строение, дл€ содержани€ которого и производства сельхозпродукции он имел право на предоставление ему участка в пор€дке и размерах, установленных законодательством —оюза ——– (ч. 3 ст. 73 «емельного кодекса 1970 года). Ёто право им было реализовано фактически и никем не оспаривалось до отмены ограничений, св€занных с приобретением домов в сельской местности, ѕостановлением ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 25 июл€ 1987 г. N 854 "ќб использовании пустующих жилых домов и приусадебных земельных участков, наход€щихс€ в сельской местности", а также р€дом других нормативных актов. ѕри данных обсто€тельствах суд обоснованно удовлетворил иск —. о праве собственности на земельный участок со ссылкой на п. 4 ст. 3 ¬водного закона.
¬се это не означает легализации земельных участков, которые были самовольно захвачены, "запользованы" или прирезаны к земельному участку, наход€щемус€ в правомерном пользовании. ¬ этой св€зи, как представл€етс€, тот же городской суд правильно не согласилс€ с жалобой Ћ. на отказ администрации в бесплатной приватизации земельного участка, расположенного отдельно от ее приусадебного земельного участка. ¬ 1988 году Ћ. приобрела часть дома, приусадебный участок размером 800 кв. м был ей выделен в установленном пор€дке. “огда же она дополнительно разработала захламленный бытовыми отходами земельный участок, расположенный через дорогу от ее приусадебного участка. ‘акт нахождени€ самовольно захваченного участка в пользовании Ћ. никем не оспаривалс€, однако дл€ строительства жилого дома или иных целей он не выдел€лс€, жилых построек на нем не возводилось, использовалс€ он исключительно под огород. “аким образом, суд пришел к правильному выводу при разрешении жалобы Ћ. об отсутствии у нее права на приватизацию земельного участка на основании п. 4 ст. 3 ¬водного закона. јнализ данной нормы позвол€ет прийти к выводу, что действие ее распростран€етс€ на случаи, когда требование за€влено:
1) в отношении не любого, а только приусадебного земельного участка;
2) лицом, €вл€ющимс€ собственником расположенного на этом участке жилого дома; и
3) в фактическое пользование которого земельный участок перешел до 1 июл€ 1990 года.

ѕриватизаци€ земельных участков при смене собственников строени€

√ражданину ≈. в 1954 году был предоставлен в бессрочное пользование земельный участок под строительство индивидуального дома. ѕо договору купли-продажи в 1995 году возведенный на этом участке дом приобрела гражданка Ѕ. ѕри обращении нового собственника в апреле 2002 года в администрацию г.  оролева о приватизации земельного участка ей было отказано, так как она не представила документы о своем праве на земельный участок. ѕо мнению администрации, земельный участок мог быть передан бесплатно Ѕ. в собственность на основании п. 4 ст. 3 ¬водного закона при условии совершени€ сделки купли-продажи до 1 €нвар€ 1992 года, т.е. до издани€ ”каза ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 27 декабр€ 1991 г. N 323 "ќ неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в –—‘—–" <*>. — этими доводами администрации  оролевский городской суд согласилс€ и в жалобе Ѕ. отказал.
---------------------------------
<*> —м.: ¬едомости —ъезда народных депутатов –—‘—– и ¬ерховного —овета –—‘—–. 1991. N 1. —т. 53.

¬ примерно аналогичной ситуации по тем же самым мотивам было отказано в приватизации земельного участка гражданину Ќ. администрацией пос.  ратово –аменского района. –ассмотрев жалобу Ќ., –аменский городской суд прин€л пр€мо противоположное решение - жалобу удовлетворил и об€зал передать ему в собственность земельный участок бесплатно.
ќба дела в дальнейшем были проверены в пор€дке надзора ћосковским областным судом. –ешение  оролевского городского суда президиум ћосковского областного суда отменил в св€зи с неправильным применением норм материального закона, а в пересмотре решени€ –аменского городского суда отказал.
 ак представл€етс€, президиум ћосковского областного суда по этим делам зан€л правильную позицию, поскольку норма п. 4 ст. 3 ¬водного закона, на которую ссылалась администраци€ при отказе, неприменима к возникшим правоотношени€м. »з ее содержани€ следует, что речь в ней идет о земельных участках, которые находились в фактическом пользовании граждан и не были надлежаще оформлены и зарегистрированы. ћежду тем в указанных случа€х спор возник по поводу иных земельных участков - тех, которые первоначально выдел€лись с соблюдением установленного пор€дка, а затем переходили в пор€дке правопреемства к другим лицам. Ёти отношени€ подпадали под действие других норм права, в частности, на момент совершени€ сделки купли-продажи - ст. 37 «емельного кодекса –—‘—– 1991 года, согласно которой при переходе права собственности на строение вместе с этим объектом переходит право пожизненного наследуемого владени€ или право пользовани€ земельным участком. јналогична€ норма содержалась и в «емельном кодексе –—‘—– 1970 г. (ст. 87) и практически без изменений воспроизведена в новом «емельном кодексе. ѕри переходе права собственности на строение к новому приобретателю переход€т в пор€дке правопреемства права на земельный участок на тех же услови€х и в том же объеме, что и у прежнего собственника строени€. Ёто означает, что к новому собственнику переход€т право пожизненного наследуемого владени€ или право посто€нного (бессрочного) пользовани€ земельным участком, а следовательно, и право на их однократную бесплатную приватизацию. —ледует отметить, что ст. 37 «емельного кодекса –—‘—– 1991 года предусматривала выдачу новых документов о правах на земельный участок при переходе права собственности на строение. “аким документом был государственный акт, выдаваемый по форме, утвержденной ѕостановлением —овета ћинистров –—‘—– от 17 сент€бр€ 1991 г. N 493 "ќб утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владени€, бессрочного (посто€нного) пользовани€ землей". ќднако он не €вл€лс€ правообразующим, его можно было рассматривать в качестве правоудостовер€ющего, правозакрепл€ющего документа. ѕравообразующими оставались решение компетентного органа о первоначальном отводе земельного участка в пользование конкретному лицу и последующие договоры купли-продажи, дарени€ и иные сделки по отчуждению строени€. ѕоэтому отсутствие у нового собственника строени€ правоудостовер€ющего документа (государственного акта) не может служить достаточным основанием дл€ отказа в приватизации приусадебного земельного участка.

ќсобенности приватизации садовых и дачных земельных участков

«емельным кодексом –—‘—– 1970 года и другими нормативными актами проводилось принципиальное различие в правовом режиме дачно-строительных кооперативов (далее - ƒ— ) и садоводческих товариществ. ѕервым земельные участки под строительство дач предоставл€лись из земель населенных пунктов, государственного запаса и из наход€щихс€ за пределами зеленой зоны городов земель государственного лесного фонда. “огда как дл€ коллективного садоводства земельные участки выдел€лись предпри€ти€м, учреждени€м, при которых организовывались садоводческие товарищества, из земель государственного земельного фонда, в том числе при необходимости из земель колхозов, совхозов и других сельскохоз€йственных предпри€тий.
»з выделенных ƒ—  и предпри€ти€м на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€ земель за членами ƒ—  и садовых товариществ земельные участки закрепл€лись во вторичное пользование без ограничени€ определенным сроком самими ƒ—  и предпри€ти€ми. ‘актически речь шла о выделении членам ƒ—  и членам садовых товариществ участков на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€, хот€ нормативно это не было пр€мо предусмотрено. —оздание, де€тельность и ликвидаци€ ƒ—  и садовых товариществ регулировались соответственно ѕримерным уставом дачно-строительного кооператива (утвержден ѕостановлением —овета ћинистров –—‘—– от 24 сент€бр€ 1958 г. N 1125) <*> и “иповым уставом садоводческого товарищества (последний был утвержден ѕостановлением —овета ћинистров –—‘—– от 31 марта 1988 г. N 112) <**>. ¬ св€зи с прин€тием «акона ———– "ќ кооперации в ———–" эти ”ставы были признаны утратившими силу ѕостановлением ѕравительства –—‘—– от 19 апрел€ 1989 г. N 126.
---------------------------------
<*> —м.: —обрание постановлений ѕравительства –—‘—–. 1958. N 13. —т. 154.
<**> —м.: —обрание постановлений ѕравительства –—‘—–. 1988. N 10. —т. 45.

¬ступивший в законную силу с 23 апрел€ 1998 г. ‘едеральный закон от 15 апрел€ 1998 г. N 66-‘« "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" <*> объединил ƒ—  и садовые товарищества, предусмотрев дл€ них три организационно-правовые формы: некоммерческое товарищество, потребительский кооператив и некоммерческое партнерство. –азличи€ между ними, право выбора которых отдано на усмотрение самих граждан, в основном заключаютс€ в пор€дке формировани€ имущества общего пользовани€ и услови€х ответственности членов объединени€ и самого объединени€ как юридического лица по об€зательствам друг друга (ст. 4 ‘едерального закона).
---------------------------------
<*> —м.: —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 1998. N 16. —т. 1801.

ѕунктами 1 и 2 ст. 28 этого ‘едерального закона закреплено право граждан на безусловную приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, наход€щихс€ в их посто€нном (бессрочном) пользовании или на праве пожизненного наследуемого владени€. ѕричем приватизаци€ таких участков могла осуществл€тьс€ за плату или бесплатно в соответствии с законами или иными нормативными актами, в том числе субъектов –оссийской ‘едерации. “ак, по решению малого —овета ћосковского областного —овета народных депутатов от 9 декабр€ 1992 г. N 9/27 <*> бесплатно передавались в собственность граждан все садовые и дачные участки, предоставленные до 1 €нвар€ 1992 г., а также вновь предоставл€емые дл€ цели садоводства малопродуктивные угодь€ и нарушенные земли.
---------------------------------
<*> —м.: ¬естник ћосковского областного —овета народных депутатов. 1993. N 4. —. 6.

—ам пор€док приватизации дачных и садовых участков довольно подробно регламентировалс€ актами субъектов –оссийской ‘едерации, а затем «аконом "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан" (ст. 28). ¬ частности, дл€ приватизации своих участков все члены садоводческих и дачных объединений направл€ют за€влени€ на им€ главы местной администрации в правление своих садоводческих и дачных объединений. Ќа основании личных за€влений правление объединени€ обращаетс€ к главе местной администрации с ходатайством о переоформлении прав на землю, к которому прилагаютс€ документы, подтверждающие право пользовани€ землей, площадь и границы участков, списки членов объединени€ с указанием фактической площади их участков (кв. м), личные за€влени€ всех членов объединени€. ¬месте с тем граждане вправе перерегистрировать свои участки не только в составе садоводческого или дачного объединени€, но и в индивидуальном пор€дке, приложив к за€влению необходимые документы (постановление администрации о выделении земельного участка объединению, решение о выделении члену объединени€ конкретного участка; копию из генерального плана территории объединени€; план земельного участка).
¬ основном именно при самосто€тельном обращении граждан возникают споры, когда на местах принимаетс€ решение об отказе в приватизации земельных участков без достаточных к тому оснований.
√лава администрации пос.  ратово –аменского района отказал Ќ. в приватизации земельного участка в ƒ—  " расный Ѕор", так как, во-первых, Ќ. приобрел дачу по договору дарени€ в 1994 году, т.е. после введени€ в действие «акона ———– от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "ќ собственности в ———–" и, во-вторых, не представил документов о нахождении земельного участка на праве бессрочного пользовани€. –аменский суд жалобу Ќ. удовлетворил и указал, что спорный земельный участок находилс€ в едином массиве земель ƒ—  " расный Ѕор", созданного более 70 лет назад. ѕраво Ќ. на приватизацию земельного участка вытекает из п. 4 ст. 3 ¬водного закона, поскольку этот участок находилс€ в фактическом пользовании его и прежнего собственника длительное врем€. ѕритом что данное решение суда в целом правильное, приведенные в его обоснование мотивы требуют некоторого уточнени€. ƒействительно, по существующему до 1991 года пор€дку не предусматривалась выдача членам кооператива специального документа в подтверждение своего права пользовани€ дачными земельными участками. ќднако это не означало, что дачи и земельные участки находились в их пользовании без надлежащего титула.  ак это бесспорно следовало из материалов дела, прежний собственник дачи  . €вл€лс€ членом ƒ—  " расный Ѕор", по уставу которого за каждым из вновь прин€тых его членов закрепл€лись определенна€ кооперативна€ дача и земельный участок, предназначенный дл€ обслуживани€ этой дачи. ѕрин€тие в члены кооператива и закрепление дачи и земельного участка оформл€лось одним решением общего собрани€ членов ƒ— . — момента вынесени€ этого решени€ у члена кооператива возникало бессрочное право пользовани€ дачей и земельным участком. ƒанный документ не был истребован, хот€ именно его следует рассматривать в качестве правоустанавливающего. “акой документ, безусловно, имелс€ в делах кооператива. ѕримерный устав ƒ—  не допускал возможность членства в кооперативе без закреплени€ за гражданином конкретной дачи и земельного участка. —оответственно, право землепользовани€, основанное на этом титуле, при отчуждении дачи прежним владельцем дачи в силу ст. 37 «емельного кодекса –—‘—– 1991 года перешло к новому собственнику, у которого с прин€тием «емельного кодекса –оссийской ‘едерации по€вилась возможность приватизировать земельный участок бесплатно в составе дачного объединени€ или индивидуально. ѕоэтому доводы в решении суда о том, что земельные участки находились только в фактическом пользовании членов ƒ— , и ссылка на п. 4 ст. 3 ¬водного закона в данном конкретном случае ошибочны. «емельный участок находилс€ не только в фактическом, но и в правомерном, основанном на титуле юридическом пользовании члена ƒ— . “очно такой же подход должен быть при определении правоустанавливающих документов и разрешении споров при приватизации садовых участков.
¬озможность приватизации дачных или садовых участков в том или другом пор€дке - одна из особенностей, предусмотренных «аконом "ќ садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединени€х граждан".
ƒруга€ особенность заключаетс€ в том, что член дачного объединени€ имеет право переоформить участок на свое им€ либо в общую совместную или долевую собственность супругов (п. 3 ст. 28 данного «акона). ќчевидно, что дл€ передачи участка в общую собственность не только члена кооператива, но и супруга необходимо располагать их совместным за€влением. », как представл€етс€, с прин€тием «емельного кодекса –оссийской ‘едерации передача земельного участка возможна только в общую долевую собственность супругов. ¬ силу абз. 2 п. 1 ст. 2 «  –‘ нормы земельного права, содержащиес€ в других законах, должны соответствовать «емельному кодексу. ћежду тем норма п. 3 ст. 28 «акона "ќ садоводческих, огородных и дачных объединени€х" о возможности приватизации в общую совместную собственность супругов противоречит положени€м «емельного кодекса, в которых сказано, что независимо от субъектного состава перерегистраци€ земельного участка допускаетс€ только в общую долевую собственность (п. 3 ст. 36 «  –‘).

ќбща€ собственность на строение и приватизаци€ земельных участков

«емельный участок на любом вещном праве (праве собственности, пожизненного наследуемого владени€, посто€нного (бессрочного) пользовани€) может находитьс€ в пользовании одного или нескольких лиц. ¬ последнем случае владение и пользование общим земельным участком возможно только на основе соглашени€ всех без исключени€ заинтересованных лиц. ѕри возникновении спора пор€док пользовани€ определ€етс€ судом исход€ из статуса земельного участка. ≈сли земельный участок принадлежит нескольким лицам на праве собственности или пожизненного наследуемого владени€, то в качестве критери€ при распределении частей земельного участка между сторонами будет их долевое соотношение в праве на земельный участок по титулу. ѕри определении пор€дка пользовани€ земельным участком на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€ критерии иные: размер долей в праве собственности на строение или сложившийс€ пор€док пользовани€ земельным участком (п. 1 ст. 35 «  –‘). ѕри этом правовое значение имеет не любой сложившийс€ пор€док пользовани€, а только такой, в основе которого лежит добровольное соглашение сторон (письменное или устное) о распределении общего земельного участка, т.е. гражданско-правовой договор. ѕраво на приватизацию общего земельного участка в долевую собственность согласно п. 3 ст. 36 «  –‘ не об€зательно св€зано с определением пор€дка пользовани€ земельным участком на праве посто€нного (бессрочного) пользовани€. ќднако данное обсто€тельство может иметь значение дл€ определени€ долей в праве собственности на земельный участок, что не всегда учитываетс€ на практике.
“ак, гражданам “., ѕ. и –. в равных дол€х на праве собственности принадлежало строение в пос. Ѕыково –аменского района. ѕо за€влению последнего сельской администрацией было прин€то решение о приватизации земельного участка пропорционально размеру долей в праве собственности на строение. –аменский суд удовлетворил иск “. о признании частично недействительным решени€ администрации и выданного на его основании свидетельства о праве собственности на земельный участок. —уд согласилс€ с доводами “. в исковом за€влении о том, что он в течение длительного времени пользовалс€ участком размером 600 кв. м, в совместном пользовании ѕ. и –. также находилось 600 кв. м, решение о приватизации прин€то вопреки сложившемус€ пор€дку пользовани€, с чем он категорически не согласен.
–азрешение данного дела вызывает несколько вопросов:
1) вправе ли администраци€ прин€ть положительное решение о перерегистрации земельного участка по за€влению одного из сособственников строени€ (пользователей земельного участка) или дл€ этого необходимо совместное за€вление всех заинтересованных лиц о перерегистрации их прав;
2) об€зательно ли дл€ администрации соглашение сособственников строени€ о распределении долей в праве на земельный участок, в частности, с отступлением от долей в праве собственности на дом.
ƒл€ ответа на поставленные вопросы, прежде всего, следует вновь подчеркнуть, что по своему содержанию бесплатна€ приватизаци€ земельных участков состоит в перерегистрации (переоформлении, трансформации) одного права на другое.  огда земельный участок находитс€ в пользовании нескольких лиц, речь в этом случае идет о передаче его в общую долевую собственность, как правило, соразмерно дол€м в праве собственности на строение. Ќо возможен и другой вариант: стороны сами определ€ют долевое соотношение в праве на общий земельный участок, в том числе с отступлением от размера долей в праве собственности на строение. ќба варианта не противоречат положени€м п. 3 ст. 36 « , посв€щенным приватизации неделимых участков, наход€щихс€ в пользовании нескольких лиц. Ёто означает, что в административном пор€дке не может быть прин€то решение о приватизации земельного участка или части его по за€влению одного из сособственников строени€, как и в случае, когда стороны не пришли к соглашению по любому из вопросов, св€занных с приватизацией земельного участка. –азрешение такого рода споров возможно через определение пор€дка пользовани€ земельным участком в судебном пор€дке. Ќа основании состо€вшегос€ решени€ суда с учетом выделенных в исключительное владение и пользование каждому из совладельцев частей земельного участка администраци€ вправе прин€ть положительное решение по за€влению заинтересованного лица, независимо от согласи€ или возражени€ других лиц.
Ёти требовани€ в указанном выше примере администрацией пос. Ѕыково соблюдены не были, в св€зи с чем существенно нарушены интересы “. и ѕ., поэтому суд прин€л правильное решение, признав произведенную приватизацию частично недействительной.

ѕроцессуальные вопросы

Ќа практике суды не всегда придают значение процессуальному аспекту рассмотрени€ дел данной категории. ¬ одних случа€х они разрешаютс€ по правилам искового производства, в других - как вытекающие из административно-правовых или из публичных правоотношений, по √ражданскому процессуальному кодексу –оссийской ‘едерации, прин€тому 14 но€бр€ 2002 г. (далее - √ѕ  –‘) <*>. ћежду тем от вида судопроизводства зависит подсудность, размер государственной пошлины, сроки рассмотрени€ требовани€ и т.п.   примеру, дл€ требований о праве на земельные участки предусмотрена исключительна€ подсудность по месту нахождени€ недвижимого имущества (ст. 30 √ѕ  –‘), тогда как при оспаривании решений органа местного самоуправлени€ или должностного лица гражданин вправе по выбору обратитьс€ в суд по месту своего жительства или по месту нахождени€ органа или должностного лица, чье решение оспариваетс€ (ст. 254 √ѕ  –‘).
---------------------------------
<*> —м.: —обрание законодательства –оссийской ‘едерации. 2002. N 46. —т. 4532.

¬ свое врем€ ѕленум ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации разъ€снил, что все споры, св€занные с приватизацией жилых помещений, как споры о праве гражданском, должны разрешатьс€ по правилам искового производства <*>. ќднако данное разъ€снение вр€д ли применимо к рассмотрению дел насто€щей категории, так как отказы местной администрации в переоформлении прав на земельный участок могут быть самыми различными по своему характеру. ƒл€ перерегистрации прав на земельный участок гражданин должен предоставить целый р€д документов, без которых администраци€ лишена возможности прин€ть решение по его за€влению, он же несет и расходы по их изготовлению. ќчевидно, что отказ местной администрации по мотиву непредоставлени€ необходимых документов может быть оспорен гражданином по правилам главы 25 √ѕ  –‘. ѕри этом суд может удовлетворить за€вление гражданина и об€зать администрацию прин€ть положительное решение по его за€влению. ¬ свою очередь, суд может согласитьс€ с возражени€ми администрации и отказать в удовлетворении за€влени€, что не предопредел€ет наличие права на приватизацию участка и не преп€тствует повторному обращению при устранении тех или иных недостатков. Ќо отказ в приватизации может последовать и по иным причинам - у гражданина, по мнению администрации, не имеетс€ субъективного права на передачу ему в собственность земельного участка. ¬ этой ситуации возникает спор о праве гражданском, и он должен разрешатьс€ по правилам искового производства. ѕричем в силу п. 3 ст. 247 √ѕ  –‘, если при подаче за€влени€ в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду судь€ оставл€ет за€вление без движени€ и разъ€сн€ет за€вителю необходимость оформлени€ искового за€влени€ с соблюдением требований  одекса. ¬ случае если при этом нарушаютс€ правила подсудности дела, судь€ отказывает в прин€тии за€влени€.
---------------------------------
<*> —м. п. 2 ѕостановлени€ ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации от 24 августа 1993 года N 8, с последующими изменени€ми // —борник постановлений ѕленума ¬ерховного —уда –оссийской ‘едерации. 1961 - 1996. ћ., 1997. —. 145.

–ешение суда, которым признано право собственности на земельный участок, замен€ет собой решение администрации и выступает основанием дл€ государственной регистрации возникновени€ права. ѕоэтому важно, чтобы резолютивна€ часть решени€ содержала всю необходимую информацию дл€ такой регистрации в ≈дином государственном реестре прав (местоположение и описание земельного участка, вид регистрируемого права).
”читыва€ изложенное, можно прийти к следующим выводам:
1. ѕраво на бесплатную приватизацию земельных участков на праве пожизненного наследуемого владени€ и посто€нного (бессрочного) пользовани€ независимо от их размера имеют граждане –оссийской ‘едерации.
2. ѕриобретение в собственность земельных участков иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа земель, наход€щихс€ в государственной или муниципальной собственности, допускаетс€ только за плату.
3. ¬водным законом ограничени€м, предусмотренным ст. ст. 20, 21 «емельного кодекса –оссийской ‘едерации, не придана обратна€ сила. ѕоэтому при осуществлении своего права на однократную и бесплатную приватизацию не должна учитыватьс€ ранее проведенна€ приватизаци€ гражданином земельного участка, т.е. до вступлени€ «емельного кодекса –оссийской ‘едерации в силу.
4. «акон допускает приватизацию земельного участка, наход€щегос€ в фактическом пользовании граждан, если он €вл€етс€ приусадебным, требование исходит от собственника расположенного на этом участке жилого дома, и в фактическое пользование гражданина этот участок перешел до 1 июл€ 1990 г.
5. ѕри переходе права собственности на строение все права на земельный участок (на тех же услови€х и в том же объеме), включа€ и право на приватизацию, переход€т к новому собственнику. ќтсутствие правоудостовер€ющего документа (государственного акта), выдаваемого при переходе права собственности на строение, не €вл€етс€ основанием дл€ отказа в приватизации земельного участка. ѕравообразующее значение имеют другие документы - решение о первоначальном отводе земельного участка под строительство жилого дома, договор об отчуждении строени€.
6. ѕриватизаци€ земельных участков членами дачных и садоводческих объединений допускаетс€ как в составе этих объединений, так и индивидуально. ¬ качестве правоустанавливающих документов дл€ членов общественного объединени€ следует рассматривать решение дачного кооператива либо предпри€ти€ о закреплении за ними конкретного дачного или садового участка.
7. ¬ зависимости от содержани€ спорного правоотношени€ обращени€ граждан в св€зи с приватизацией могут рассматриватьс€ судом в пор€дке искового производства либо как вытекающие из публичных правоотношений.

«аместитель председател€
ћосковского областного суда,
заслуженный юрист
–оссийской ‘едерации
ј.‘.≈‘»ћќ¬
—поры о приватизации земельных участков с нами

«емельные споры о приватизации земельных участков мы осуществл€ем в судебном пор€дке в случа€х, когда стороны так и не договорились по взаимным претензи€м к друг к другу. ѕри обращении к нам оформл€етс€ договор на оказание юридических услуг и составл€етс€ доверенность на представление ваших интересов в суде по земельному делу, оплачиваетс€ стоимость работы в размере 20000 - 35000 р., а также технические затраты и госпошлина. ƒл€ разрешени€ земельного спора о приватизации земельных участков в суд ¬ам ходить не всегда об€зательно, чаще € всЄ за ¬ас сделаем сам. ¬рем€ работы по данному делу около 3-х мес€цев. я составлю ¬ам исковое за€вление по земельному спору о приватизации земельных участков, оплачу за ¬ас госпошлину, подам в суд исковое за€вление с необходимыми документами, представлю ¬аши интересы в суде на предварительном и в последующих судебных заседани€х, получу решение суда дл€ вручени€ его ¬ам. «емельными спорами о приватизации земельных участков € занимаюсь уже более п€ти лет и решаю любые сложные случаи, поэтому максимально воможный положительный результат дл€ ¬ас по земельному спору о приватизации земельных участков, если € вз€лс€ за ¬аше дело, гарантирую.

јдвокат  азань. ёрист  азань. ”слуги адвоката  азань. ”слуги юриста  азань. јдвокат по уголовным делам. јдвокат юрист по гражданским делам. јдвокат юрист по арбитражным делам. јдвокат юрист по административным делам.

јдвокат  азань, јдвокаты в  азани, јдвокаты по уголовным делам в  азани, ёрист по гражданским делам в  азани, ќпытный адвокат  азань, ќпытный адвокат в  азани, ѕрофессиональный адвокат в  азани, јрбитраж, ёрист  азань, ёристы в  азани, ёридическое обслуживание в  азани



 

–Ґ–µ–ї–µ—Д–Њ–љ: (843) 258-60-86